?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сказки-2

На этот раз вопрос конкретно к филологам и сочувствующим.

Вот есть у вас, допустим, младший родственник или знакомый, студент. Изучает фольклор и уходящие корнями в фольклор литературные произведения. И наступил у него/неё своего рода кризис из серии "а кому всё это нужно". Может, университет бросить?

А вы, допустим, знаете, что ему/ей лучше не бросать университет, бо светлейшая голова, а если пойдёт в продавцы - загнётся от скуки. И что скорее всего это временное такое помрачение в уму. И нужны аргументы, чтобы удержать юное дарование от поспешных поступков. Некая апология сказок и литературоведения. В общих чертах.

Что скажете, волки?

Comments

( 82 comments — Leave a comment )
olgayaroslavna
Jan. 2nd, 2014 07:22 pm (UTC)
Апология сказок или университетов?
Это, мне кажется, не тождествено.
ingwall
Jan. 2nd, 2014 07:51 pm (UTC)
Предполагается, что одно завязано на другое. Апология университетов меня в данный момент не интересует, потому что она довольно распространена.
(no subject) - olgayaroslavna - Jan. 2nd, 2014 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ingwall - Jan. 2nd, 2014 08:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olgayaroslavna - Jan. 2nd, 2014 08:41 pm (UTC) - Expand
vgramagin
Jan. 2nd, 2014 07:33 pm (UTC)
Хочет бросать - пусть бросает
ingwall
Jan. 2nd, 2014 07:48 pm (UTC)
Так не то чтобы хочет. Хернёй мается и не может решить. Просит совета.
(no subject) - vgramagin - Jan. 2nd, 2014 07:49 pm (UTC) - Expand
gem_in_i
Jan. 2nd, 2014 07:35 pm (UTC)
ИМХО, у человека острое отсутствие круга общения, которому все это надо.
umbloo
Jan. 2nd, 2014 07:40 pm (UTC)
Скорее всего, да - если такой круг обнаружится, это будет лучшей апологией.
umbloo
Jan. 2nd, 2014 07:47 pm (UTC)
Апология тут вряд ли поможет сама по себе. Или как-то ввести в тот круг общения, о котором выше пишут (хотя бы в сетевой), - который будет (авось)ценен и в котором всё это ценится. Или советовать проявлять осторожность, если уж приспичило - переводиться на вечерний\заочный и совмещать, но от установки на диплом не отказываться, потому что саму эту бумажку хочет много кто из работодателей; а чем начинать всё сначала, зарабатывая бумажку, лучше уж дотянуть начатое, чтоб не пропало уже ушедгее на учёбу время. Или и то, и другое (тогда начиная с первого по возможности).
Я тут привожу те доводы, которые в знакомых мне местных реалиях работают или могут работать, а вот если вуз и студент в другой стране - не знаю, подойдёт ли, не представляю условий.
ingwall
Jan. 2nd, 2014 07:50 pm (UTC)
Это отдельным пакетом. Меня интересует именно апология: вот смотрит чадо и вопрошает: как, изучая эти сказки, я смогу сделать мир лучше? Какая от этого может быть хотя бы косвенная польза?
(no subject) - umbloo - Jan. 2nd, 2014 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vgramagin - Jan. 2nd, 2014 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ingwall - Jan. 2nd, 2014 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gem_in_i - Jan. 2nd, 2014 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ingwall - Jan. 2nd, 2014 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gem_in_i - Jan. 2nd, 2014 09:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Jan. 3rd, 2014 03:08 pm (UTC) - Expand
lodrion
Jan. 2nd, 2014 08:27 pm (UTC)
Я конечно ни разу не филолог, но я скажу:)

Сказки (как и мифы как и другой фольклoр) показывают как устроено то общество в котором их рассказывают. Изучение "старых" сказок может и не поможет улучшить мир само по себе. Но оно научит как анализировать современные "сказки" и понимать куда катится (или уже прикатился) наш мир. А понимание проблемы это 50% решения.

Вот например такое: http://www.cracked.com/blog/the-5-ugly-lessons-hiding-in-every-superhero-movie/ Или что именно нам говорит популярность Twilight'a и других сказок про хищников которые внутри мягкие и пушистые.
ingwall
Jan. 3rd, 2014 03:17 pm (UTC)
Спасибо!
morreth
Jan. 2nd, 2014 08:31 pm (UTC)
Дорогой неизвестный друг!

Эмоции проходят, профессия остается. Когда она есть, можно позволить себе хандрить сколько влезет. Это если говорить о суровой реальности.

Если же говорить о сказках и прочем фольклоре, то, как и вся другая литература, он аккумулирует в себе опыт поколений, причем опыт такого рода, который пригодится каждому и при любых раскладах. От тебя в жизни может не потребоваться умения ловить неводом рыбу или прячь пряжу, но тебе наверняка понадобится в какой-то момент жизни психическая "перезагрузка", повторение цикла рождение-смерть. В волшебных сказках это составляет основу сюжета. Из века в век это повторяют разные жанры литературы, но у тебя есть возможность припасть к корням.
ingwall
Jan. 3rd, 2014 03:18 pm (UTC)
Очень хорошо, спасибо.
gimli_m
Jan. 2nd, 2014 08:49 pm (UTC)
А я дам прагматический ответ. Неуверенность в себе лечит упорная работа и высокомерие, в нужной пропорции.. Кризис наступает абсолютно у всех студентов и академических работников. Я встречал очень мало золотых мальчиков (или девочек), которые шли от победы к победе под вопли поклонников творчества.

Желание бросить университет у этнолога - эт. ещё фигня. По моим оценкам, у математиков-аспирантов по одной попытке* самоубийства на поток (ну, скажем, на группу из 40-50 человек и промежуток в 4-5 лет). Потому что времени уходит много, оценки качества работы крайне субъективные, постоянно в чем-то виноват - то ли в своей глупости, то ли в ненужности результата, а если бы работал продавцом машин - то уже стал бы старшим менеджером смены. И это помрачение - у математиков! Что уж говорить про фольклористику.

Я бы выяснил у юного дарования, какая из двух составляющих обиды на мир самая важная: мало внимания, или мало денег?
Если мало денег, то можно сделать крутой карьерный поворот, и навесить на фольклористику диплом переводчика, философа или социолога. Выйдет готовый специалист по мультикультурному образованию и разрешению конфликтов в международных коллективах. В поздние 90е такие ребята как сыр в масле катались. Если сейчас 5 лет посидеть в универе, то как раз маятник успеет завершить колебание, и снова настанет время либеральных искусств.

Если мало внимания, то тем более надо оставаться в универе. Продавца в магазине на конференцию читать лекцию перед толпой безумцев с горящими глазами - не позовут.
Вот есть такие счастливые ребята - астрономы. Они бедные, как телескопические мыши. Дырявый свитер и подработка по вечерам на складе - это нормально, гранты и зарплаты там очень скромные. Зато они по пол-года сидят на высокогорных станциях и видят вращение галактик в чистом и холодном небе. Продавцы в магазине такое видят только во сне.

----------------------------------
* кстати, когда математик стреляет себе в голову, он обычно попадает. Голова большая, инструкции по обращению с оружием мы читать умеем.

Edited at 2014-01-02 08:53 pm (UTC)
ingwall
Jan. 3rd, 2014 03:25 pm (UTC)
Это из серии про доктора математики, доктора химии, доктора биологии и большую пиццу с пепперони?
(no subject) - gimli_m - Jan. 3rd, 2014 07:53 pm (UTC) - Expand
sairon
Jan. 2nd, 2014 08:59 pm (UTC)
Уже столько всего сказано, но поскольку сама к сказкам более чем неравнодушна, рискну добавить.
Во-первых, "сказочник" и "сказковед" - две большие разницы. Неплохо бы определиться.
Во-вторых, сказки очень тесно связаны с верой. Сегодняшние сказки - вчерашние мифы, волшебство буквально рядом.
В-третьих, мир меняют не профессии, а люди. Люди, которые именно что верят. Горят, живут, действуют. Перестал верить в свою звезду, своё дело? Попроси знака :)
ingwall
Jan. 3rd, 2014 03:24 pm (UTC)
Спасибо.
(no subject) - sairon - Jan. 3rd, 2014 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ingwall - Jan. 4th, 2014 01:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - sairon - Jan. 4th, 2014 06:51 am (UTC) - Expand
ananastja
Jan. 2nd, 2014 11:24 pm (UTC)
Я сама филолог в точно такой же ситуации - задолбало всё. Сказать себе могу то, что глупо уходить, когда осталось полгода учёбы. И, поскольку я филолог-лингвист, то, что знание общих закономерностей очень помогает понимать другие языки - ну, по крайней мере, из индоевропейской семьи.
А о фольклоре и литературе можно сказать, что изучение их помогает понять психологию нации, а значит, и историю, и какие-то современные процессы, происходящие в обществе...
ingwall
Jan. 3rd, 2014 03:23 pm (UTC)
Спасибо.
tinwet
Jan. 3rd, 2014 12:28 am (UTC)
Неее, это только самому человеку решать. Никакие аргументы не помогут. А кому это нужно - тут уж это либо тебе самому интересно, либо не делай. Ну, или если хорошие деньги платят.

а вышка сама по себе дело хорошее, я бы тут скорее аргументы приводила, в пользу высшего образования ))С ним и правда перед тобой больше перспектив открывается. Только и всего.
burrru
Jan. 3rd, 2014 03:06 am (UTC)
Либо начать писать свою сказку, либо бросать... Светлой голове найдется применение.
mirichka
Jan. 3rd, 2014 04:15 am (UTC)
Ты даешь очень странное противопоставление фольклора и сказок продавцу. Там еще посередине дофига всего интересного. Может, йуное дарование осознало, что не хочет фольклор (по каким-либо причинам), но еще не осознало, что хочет археологию? Если, конечно, идея именно что бросить учебу, то мой аргумент был бы не бросать просто так, а взять академ и поездить по миру, посмотреть и подумать. Я, кстати, жалею, что я не.

Что касается "кому это нужно и как сделать лучше" - соглашусь с Володей. Ну и кроме прочего, просто бросание учебы и нытье о непригодности знаний не нужно точно никому, а учеба хотя бы самому клиенту интересна.
gimli_m
Jan. 3rd, 2014 07:55 pm (UTC)
Я в свое время очень подозрительно смотрел на американских ролевиков (помладше), которые в качестве жизненного пути видели идею "открыть магазин ролевых и настольных игр". Но ни разу не смог объяснить толково, что с этой идеей не так.
(no subject) - mirichka - Jan. 3rd, 2014 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gimli_m - Jan. 3rd, 2014 10:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mirichka - Jan. 4th, 2014 12:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - gimli_m - Jan. 3rd, 2014 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mirichka - Jan. 3rd, 2014 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gimli_m - Jan. 3rd, 2014 10:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mirichka - Jan. 4th, 2014 12:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 4th, 2014 08:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - mirichka - Jan. 4th, 2014 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 4th, 2014 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gimli_m - Jan. 4th, 2014 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 4th, 2014 08:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ingwall - Jan. 4th, 2014 08:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 4th, 2014 08:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ingwall - Jan. 4th, 2014 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 4th, 2014 10:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ingwall - Jan. 5th, 2014 04:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - mirichka - Jan. 5th, 2014 04:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 5th, 2014 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - mirichka - Jan. 6th, 2014 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 6th, 2014 10:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 7th, 2014 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - vgramagin - Jan. 8th, 2014 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 8th, 2014 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vgramagin - Jan. 8th, 2014 08:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 8th, 2014 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vgramagin - Jan. 8th, 2014 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 8th, 2014 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vgramagin - Jan. 8th, 2014 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 8th, 2014 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vgramagin - Jan. 8th, 2014 09:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 8th, 2014 09:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vgramagin - Jan. 8th, 2014 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 8th, 2014 09:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vgramagin - Jan. 8th, 2014 09:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 8th, 2014 09:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vgramagin - Jan. 8th, 2014 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 8th, 2014 09:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 8th, 2014 09:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vgramagin - Jan. 8th, 2014 09:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 8th, 2014 09:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vgramagin - Jan. 8th, 2014 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jan. 8th, 2014 09:19 pm (UTC) - Expand
red_2
Jan. 3rd, 2014 11:34 am (UTC)
А студента не штырит изучением сказок? Нет такого, чтобы юное дарование вскакивало ночью и рыскало в поисках блокнота, потому что его внезапно осенило, как того доктора Хауса, и оно осознало, что ять 18 век вятская губерния вот откуда взялся сюжет вторичной арки?
Это получалось бы направление "нужно, потому что МНЕ нужно". Оно благословенно тем, что не требует дополнительной внешней мотивации. Если ещё крутиться в обществе таких же фанатов, они дадут всю необходимую подпитку на тему "надо ли это только мне".
Если это есть хоть в каком-то количестве, дальше можно размышлять, зачем человечество вообще изучает непродуктивные всякие штуки, которые не дадут завтра технологию хранения мороженки и материал для кроссовок. История, археология, вся филология, изрядная часть астрономии...
Понятно, что штука эта не настолько же практичная, как математика или химия, где можно утешаться "не выстрелит сейчас мороженками и кроссовками (или орбитальными заводами, или лекарством от смертельных болезней) - выстрелит через 300 лет".
Археология, допустим, в этом смысле не выстрелит никогда. Исключения возможны, но она в целом не про это.
Тем не менее, человечество изучает разные непрактичные науки. Потому что мы любопытны. Потому что мы разумны. Потому что нам нужны развлечения и пища для воображения. Потому что слова - то, на чём основана и на чём продолжает уютно располагаться наша цивилизация. У нас нет другого столь же эффективного и всеобъемлющего способа обмениваться информацией. Поэтому мы, оборотясь на себя как на культуру, изучаем слова, способы составлять их в предложения и в связные истории. Нам интересно, как мы (как совокупность мыслящих существ, объединённых культурным полем) функционируем. Сказки - одно из проявлений того, как мы функционируем и обмениваемся смыслами. Оно в чём-то абстрактное, типа выжимки. Его удобно изучать, когда мы хотим изучать какие-то ключевые, глубинные штуки. Там, скорее всего, применима аллегория про добычу радия: в грамм добыча, в год труды.
Студенты, скорее всего, сидят в забое с кайлом, ковыряют руду, а старшие товарищи не имеют желания или умения рассказать им, как грамм радия потом офигенно долбанётЪ или там будет двигать через арктические льды здоровенный офигенный ледокол.
Но это на кафедре должны рассказать, нет? Или они там сами не понимают, какова их прекрасная офигенная сверхзадача?

Если сверхзадача студенту не нравится, а найти или придумать другую на том же материале студент не может, возможно, действительно не стоит дальше этому учиться. Или свести вопрос к простой прагматике: есть что-то, что штырит больше? Нет? Если есть - пусть пробует, потом будет тяжелее начинать с нуля. Если нет, просто обрыдло бессмысленное ковыряние в забое с кайлом - я бы посоветовала для начала покурить классиков и корифеев сказковедения на предмет выяснить, про какую такую ядерную реакцию они мечтали, классифицируя частушки и попевки. Не может быть, чтобы никто нигде ни разу не проговорился.)

Если студент вообще не подозревал, что у всей этой байды есть сверхзадача, имеет смысл сначала установить, какая она, а потом уже решать, годная ли она, насколько с неё штырит и т.п.
ingwall
Jan. 3rd, 2014 03:23 pm (UTC)
Спасибо, очень хорошо.
( 82 comments — Leave a comment )